The article has been automatically translated into English by Google Translate from Russian and has not been edited.
Переклад цього матеріалу українською мовою з російської було автоматично здійснено сервісом Google Translate, без подальшого редагування тексту.
Bu məqalə Google Translate servisi vasitəsi ilə avtomatik olaraq rus dilindən azərbaycan dilinə tərcümə olunmuşdur. Bundan sonra mətn redaktə edilməmişdir.

В память ушедшему Мастеру, поэту Бахыту Кенжееву

Сергей Евелев

писатель, теле и радиоведущий

27.06.2024, 12:39 EST

Подписывайтесь на ForumDaily NewYork в Google News

Жизнь наша разобрана на слова и поступки. Если ты успел сказать важные слова и сделать что-то, ставшее частью жизни других людей, осколки важного и ценного после тебя останутся.

Умерший 26 июня в Нью-Йорке поэт Бахыт Кенжеев был именно таким.

Мы не были друзьями, так, скорее знакомыми. Встречались периодически, здоровались, говорили о разном. Но однажды судьбе было угодно, чтобы мы столкнулись на концерте, где я выступал в первом отделении (песни пел, истории рассказывал), а он со стихами – во втором. Там мы и пообщались.

– Быть поэтом, – сказал мне тогда Бахыт, – это большое счастье. Весьма полезная штука – уметь избавляться от накопившегося таким способом. Экономишь на антидепрессантах. Но это и большая ответственность, так как слова – они, как ни посмотри, оружие. Ими можно убить или серьёзно ранить, поэтому, если дали тебе в руки перо, осознай и соответствуй.

– А как насчёт славы, известности, это важно? – поинтересовался я.

Его ответ останется со мной на всю жизнь:

– Представь себе, что ты немолодой помещик, живущий вдалеке от столицы (любой столицы). И вдруг на тебя свалилась невероятная удача – молодая, красивая, умная, хозяйственная да ещё и любящая тебя жена. Ты живёшь не выныривая из океана блаженного счастья, и лишь одно печалит тебя до бессонных ночей и непрерывных коликов в боку. Вся столица прозябает в неведении, а у тебя (неважно почему) нет возможности показать им и похвастаться своим сокровищем. Это омрачает твои дни и нивелирует, да что там нивелирует – лишает счастья и радости, которые тебе, неблагодарному, выпали.

Это нуждалось в осмыслении, и я провёл некоторое время постигая сказанное. Надеюсь, не зря. Уверен, что не зря.

По теме: Городские программы, которые помогают иммигрантам найти работу в Нью-Йорке

Но вот его уже нет, и погас свет. И больше Бахыт не напишет ничего нового и не поразит нас рифмами, образами, правом прогуляться вместе по извилистым (для большинства – нехоженным) тропкам его удивительной души: всеобъемлющей, волшебной, невероятно щедрой на подарки.

Но, как я и сказал вначале, жизнь разобрана на слова. Бахыт был и есть – весь слова. Они разлетелись по глобусу, и каждый, кто жив, кто понимает, чувствует, сопереживает и интересуется хотя бы чем- то, кроме плотно засасывающей рутины, имеет редчайшую в наше безумное время возможность ухватиться за них. Любой желающий может нырнуть (и, возможно, навсегда остаться там) в его удивительный мир, где всё исхожено, исписано, изучено и отдано нам с вами для созерцания, осмысления, соучастия.

Я безумно рад и благодарен судьбе за этот бесценный дар – Бахыта Кенжеева. За умение читать на языке, на котором он писал. За ощущения, которые во мне вызывает каждое сказанное им слово. За знакомство, пусть и мимолётное. За возможность прикоснуться к миру, куда я без него никогда бы не попал.

Предполагаю, что я такой не один. Уверен, что скорбят со мной многие тысячи его поклонников. Знаю, что потеря невосполнима, но сказанные слова, интонация, звуки голоса и рвущаяся из каждого слова бессмертная душа Бахыта Кенжеева навсегда останутся с нами. Он наверняка бы этого хотел. Он этим жил.

Давайте продлим эту память о прекрасном человеке и величайшем Мастере слова и не забудем то, чего забывать нельзя. Есть в нашей жизни такое (хотя и немного), что незабываемо, что становится частью каждого и продолжает жить своей жизнью, даже после ухода источника света, радости и вдохновения.

Бахыт Кенжеев с нами навсегда!

Ушёл…

Ушёл Кенжеев, выдрал клок

Из мира сердца, из печёнки,

Остаться, видимо, не мог.

Остроугольный голос звонкий,

Который столько лет звучал,

Что стал обыденно-привычным,

Смолк. Обезглавлен пьедестал,

А боль свербит набатом личным

Внутри у каждого. Она

Продолжить хочет эстафету…

Попытка та обречена,

Аналогов Бахыту нету.

Умолк огонь. Вползла печаль,

Зубною болью дышит память,

Несправедливо, больно, жаль…

Но он сумел себя оставить

В словами вызванных слезах,

Сглотнувшим суть вещей, поэтом,

Презревшим жизнь на тормозах,

И в этом суть и вечность в этом…

Бахыт Кенжеев — один из основателей поэтической группы «Московское время». Он родился в Шымкенте (Казахстан), с трех лет жил в Москве, в 32 года вынужденно эмигрировал в Канаду, после чего переехал в США. Сам себя Кенжеев называл казахом, но русским поэтом.

Подписывайтесь на ForumDaily NewYork в Google News
WP2Social Auto Publish Powered By : XYZScripts.com