Аресты и быстрые депортации: бегущих от режима Путина россиян холодно принимают в Нью-Йорке
The article has been automatically translated into English by Google Translate from Russian and has not been edited.
Переклад цього матеріалу українською мовою з російської було автоматично здійснено сервісом Google Translate, без подальшого редагування тексту.
Bu məqalə Google Translate servisi vasitəsi ilə avtomatik olaraq rus dilindən azərbaycan dilinə tərcümə olunmuşdur. Bundan sonra mətn redaktə edilməmişdir.

Аресты и быстрые депортации: бегущих от режима Путина россиян холодно принимают в Нью-Йорке

17.09.2025, 12:51 EST

ForumDaily New York

Подписывайтесь на ForumDaily NewYork в Google News

Российская пара бежала от режима президента России Владимира Путина и надеялась на безопасность в США. Но они оказались в тюрьмах, на допросах и без поддержки даже со стороны соотечественников. Их путь от Сибири до Нью-Йорка показал, что политическое убежище в Америке не всегда означает защиту. TheCity рассказывает, как русские беженцы в США сталкиваются с арестами и жестким содержанием в тюрьмах для иммигрантов.

Пара из России рассчитывала, что в США их ждет защита от тюремных сроков или отправки на войну в Украину. Однако вместо этого, как только они попытались пересечь границу с Калифорнией, сотрудники пограничной службы надели на них наручники и заключили под стражу.

Это произошло еще при президенте Джо Байдене. Несколько месяцев они провели в заключении.

Теперь их дело о предоставлении убежища медленно движется через иммиграционный суд в нижнем Манхэттене. Каждое посещение офиса иммиграционной службы остается для них тревожным. Есть риск быть депортированными обратно в Россию.

По данным правозащитной организации Gulagu.net, только 27 августа 2025 года чартерным рейсом из США было депортировано более 50 россиян, многие из которых просили предоставить убежище.

Для безопасности героев автор статьи не раскрывает имена и подробности биографии.

Жизнь в Большом Яблоке: ожидания и реальность

В Нью-Йорке пара надеялась найти работу и толерантность, но столкнулась с очередями в пунктах бесплатной еды, бюрократией и даже враждебным отношением в русскоязычной диаспоре.

«Я пошел на такой риск и остался совершенно один, — сказал иммигрант. — У меня ощущение, что русские, которые переехали еще в 1990-е, получили грин-карты или паспорта и считают себя американцами, не приветствуют новых иммигрантов».

По теме: В нью-йоркском иммиграционном суде арестовали россиянина: его жена-украинка опасается, что скоро задержат и её

Единственной организацией, которая оказала им помощь, стала RADR — Russian Americans for Democracy in Russia. Эта некоммерческая группа появилась в 2021 году на волне протестов после ареста Алексея Навального. Она ведет кампании против репрессий Кремля, собирает пожертвования для ищущих убежище. Недавно организация начала вести базу данных о проблемах россиян и других граждан в иммиграционных центрах США.

От Сибири до Мексики

До отъезда в США пара вела тихий образ жизни в Сибири. У них была квартира в ипотеке и два кота.

«Мы вообще домоседы, — заметила его супруга. — Даже в отпуск за границу никогда не ездили».

Все изменилось после начала полномасштабной войны в Украине. Днем они работали, а ночью вели популярный анонимный телеграм-канал против войны. Россиянка в свободное время занимавшаяся искусством, создавала политические карикатуры.

«Мы понимали, что однажды местные власти все будут отрицать, поэтому хотели оставить память», — пояснила она.

Супруги открыто поддерживали права коренных народов, осуждали аресты активистов и отказались делать пожертвования на армию, когда их об этом просили на работе. Именно тогда, как они считают, полиция и спецслужбы начали за ними следить.

Появились звонки, расспросы от работодателей и полиции. Пришлось переезжать с квартиры на квартиру скрывая свое местоположение.

«Нас охватил животный страх, — признался мужчина. — Доходило до абсурда: мы заворачивали телефоны в фольгу, чтобы нас не отследили».

Без связей и поддержки за границей пара начала искать варианты через интернет. Осенью 2023 года они узнали о CBP One — приложении администрации Байдена для подачи заявок на убежище.

Эта программа позволяла записываться на пересечение границы, но была отменена в первый день возвращения Дональда Трампа в Белый дом.

«Именно так CBP One рекламировалось, — пояснила адвокат Юлия Николаева, представляющая российских диссидентов в США. — И именно в это люди верили».

Пара прилетела в Мексику и ждала вызова через приложение для въезда в США. Ожидание растянулось на восемь месяцев.

«Мы почти не выходили из дома первые четыре месяца, — вспоминала то время женщина. — Все еще переваривали то, что произошло в России».

Шоковое уведомление

Когда наконец пришло уведомление о приеме в Каликсико (Калифорния) летом 2024 года, пара не испытала облегчения, а почувствовала оцепенение.

«Я не ощутила себя счастливой, — заключила женщина. — Так много надежд, столько сил потрачено зря. Если бы мы только знали».

Ожидания столкнулись с реальностью. Пара не могла знать, что их пересечение границы совпало с крупными изменениями. Месяцы CBP One работала без сбоев.

«Люди проходили проверку, и если все было чисто, их выпускали», – пояснила адвокат Николаева.

Но летом 2024 года этот процесс внезапно прекратили для граждан России и некоторых других стран постсоветского пространства. Иммиграционная и таможенная служба (ICE) начала задерживать всех обладателей российских паспортов по умолчанию — без официального объяснения.

«Когда я начала об этом говорить, мне никто не верил, — утверждает Николаева. — Это не было секретом. К августу DHS [Департамент внутренней безопасности] официально подтвердил мне в суде: у нас есть специальные директивы для россиян».

Разделение и жизнь в «параллельной вселенной»

Пару разлучили. В разных автобусах их доставили в центр содержания, который они позже описали как «параллельную вселенную». Следующие шесть месяцев супруги провели там — до конца 2024 года.

«Некоторые заключенные критиковали демократов, так как их задержали при Байдене, — заметил россиянин. — Но я понимал, что наша ситуация не улучшится».

Его супруга купила коробку карандашей в магазине при центре и начала рисовать сцены крайне жестокого обращения в центре содержания. Это был редкий взгляд изнутри на систему.

«Все там строилось на запугивании, — заверил иммигрант. — Нам день за днем говорили: если не будете подчиняться, мы депортируем. Нарушите правила — депортация».

Он рассказал про отказ в медицинской помощи и тяжелую депрессию, вызванную изоляцией и разлукой с семьей.

«В нашей стране говорят: Россия — страна тюрем, — констатировал он. — Ну а здесь США — страна центров содержания».

Альтернатива заключению и новые страхи

Их освободили только в канун Нового года по программе ICE «Альтернатива заключению» и надели на них электронные браслеты. Сейчас супруги ждут суда по делу о предоставлении убежища, назначенного на следующий год. Браслеты заменили на приложение, требующее регулярной отчетности. Добровольцы RADR помогли найти юридическую поддержку и обосноваться в Нью-Йорке. Пара остается настороженной в отношении крупного русскоязычного сообщества города.

Дмитрий Валуев, руководитель RADR, отмечает, что в диаспоре одни выступают за перемены, другие — за Путина. Большинство эмигрантов избегают темы полностью.

«Многие русские в Нью-Йорке и в целом в США не имеют ярко выраженной позиции в отношении политики Путина. Они не всегда идентифицируют себя как русские», — заверил он.

Политические настроения и отношение к новым иммигрантам

Многие поддерживают Трампа с выраженным антииммигрантским настроем.

«Я вижу чувство собственного превосходства у тех, кто приехал 20–30 лет назад и считает, что у них все законно. Они приехали по программе, созданной как CBP One, они не лучше. Но теперь эти люди говорят: зачем вы сюда едете? Вы нам не нужны», – поделилась наблюдениями Николаева.

Такие настроения проникли и в местную политику.

«Я законный иммигрант. Мой отец — законный иммигрант. Они же приехали совершенно другим способом», – аргументировал Майкл Новахов, постсоветский эмигрант и республиканец в Ассамблее Бруклина.

Пара продолжает вести антивоенный канал в Telegram и участвовать в маршах в поддержку Украины, но каждый контроль ICE сопровождается страхом, усилившимся при администрации Трампа.

Усугубление жесткости системы

Перевозка через юрисдикции в иммиграционной системе не нова. Но при новой администрации это происходит быстрее и постоянно.

Трамп всех иммигрантов приравнял к нелегалам, а всех нелегалов — к преступникам. Это распространяется и на российских беженцев, которые, хоть и без официального статуса, легально находятся в стране в ожидании суда.

«Есть нелегальные иммигранты и иммигранты без статуса — это два разных понятия», — пояснила Николаева.

Для российских беженцев последствия двояки. Они должны пережить жесткие условия содержания и одновременно готовить дела под строгим контролем. Все больше российских активистов депортируется обратно и сталкивается с вероятным преследованием.

Из США — в российские тюрьмы

ICE не публикует данные о количестве задержанных граждан России или стран постсоветского пространства. По оценкам TRAC при Университете Сиракуз, их число достигает тысяч.

«Ситуация очень изменчива. Депортируют людей, и мы не знаем, как меняются цифры каждый день», — прокомментировала адвокат.

«Тысячи находятся в заключении, другие освобождены, но остаются под наблюдением. Их могут задержать в любой момент. У них просто нет возможностей держать всех», – уточнила она.

С точки зрения Николаевой, это не только действия отдельных офицеров или судей. С приходом администрации Трампа система иммиграции стала жестче на всех уровнях — от ICE до судов по иммиграции. Судьи ужесточили практику по российским делам под давлением, чтобы минимизировать предоставление убежища.

Николаевой запомнился один эпизод. Судья сказал, что по российскому закону за «дискредитацию» армии дело начинается со штрафа, но наказание может включать тюрьму с документированными случаями пыток.

«Надеемся, что ваш клиент получит штраф, а не тюрьму», — предположил судья.

Николаева могла лишь спросить: «Как оценить шансы? Как узнать, будет штраф или тюрьма?»

В итоге дело о предоставлении убежища было отклонено.

Дела, показывающие реальность

Адвокаты, волонтеры и беженцы указывают на случай Леонида Милехина. Его депортировали в Россию летом. Там уже было возбуждено уголовное дело за оправдание терроризма. Он разместил плакат с надписью о президенте России Владимире Путине с надписью «убийца, фашист, узурпатор». Его сразу арестовали российские власти.

«Вот реальность, с которой сталкиваются российские беженцы», — подытожил Валуев, глава RADR.

Российский правозащитник Владимир Осечкин, основатель Gulagu.net, отслеживает последние депортации из США. По его данным, российские власти в аэропортах Москвы ждут возвращающихся для ареста. Документы из дел о предоставлении убежища могут передаваться властям России.

«Честно говоря, я думаю, что существует какая-то договоренность между Трампом и Путиным», — заподозрила Николаева.

Ее прогноз мрачен: «Больше проигранных дел – больше депортаций».

Майкл Новахов, сторонник Трампа, назвал такие случаи «неприемлемыми». Но он счел их «побочными потерями».

«Лес рубят – щепки летят. Когда что-то пытаешься сделать, всегда есть жертвы», – убежден он.

Для пары из Сибири это было делом жизни и смерти. Убегая из России, они ощущали себя людьми, которых пытаются убить. И сейчас их собираются вернуть обратно к тому же преследователю.

Подписывайтесь на ForumDaily NewYork в Google News
WP2Social Auto Publish Powered By : XYZScripts.com