Мнение: решить проблему с бездомными в Нью-Йорке просто, нужно использовать опыт Джулиани
02.07.2021, 11:00 EST
Нургуль Султанова-Четин
Толкания на колеи метро и жестокие нападения бездомных на людей по всему городу попали в заголовки газет и вызвали гнев жителей Нью-Йорка. Больше всего возмущает то, что все это можно предотвратить. Раньше городские власти знали, как защитить общественность, но сейчас перестали применять работающие ранее планы, пишет NYPost.
В колонке для Post в 2015 году бывший мэр города Руди Джулиани объяснил свой подход к бездомным, спящим в общественных местах. По его слов, план “сочитал в себе сочувствие и жёсткую, но справедливую любовь”.
«Всегда лучше, если полицейского сопровождает социальный работник (как это часто бывало), чтобы объяснить бездомному, что прийти на медицинское обследование лучше, чем бродить всю ночь, потому что, если человек отказывается идти к медикам, за ним будут следить и ему больше не разрешат спать на улице», – писал бывший мэр Нью-Йорка, подразумевая медицинские осмотры бездомных в приютах.
Короче говоря, городские власти с помощью полицейских и социальных работников уговаривали бездомных пойти в городские приюты, дав понять тем, кто отказался от приюта, что они не могут оставаться на улице, на скамейке в парке или в метро.
По теме: Приют для русскоязычных бездомных в Бруклине: как он работает и кому помогает
Команда Джулиани знала, что заманить людей с улицы в приют – задача не их легких, она требует твердой решимости. Но его главным приоритетом всегда была общественная безопасность и порядок – подход, который в значительной степени поддерживался и в годы работы мэра Блумберга.
Мэр Билл де Блазио и его коллеги-прогрессисты в городском совете и законодательном собрании штата, напротив, уделяют первоочередное внимание устранению последствий успеха «жестоких» мер Джулиани: если бездомный в наши дни не уходит с выбранной им ночлежки, отказываясь идти в приют, полицейским часто приходится разводить руками и просто идти дальше. А ресурсы и полномочия соцработников ограничены, то есть без поддержки полиции они мало что могут сделать, потому часто и справедливо отказываются рисковать имея дело с кажущимися опасными случаями.
И даже когда душевнобольные попадают в городской приют, они редко получают там лечение, так как поселение туда теперь осуществляется по правилу «никаких вопросов», и бездомный настаивает, что настоящая проблема – это просто отсутствие жилья и отказ общества полностью признать «права» бездомных, отказываясь даже обсуждать свои возможные психические отклонения.
Сейчас настал новый кризис по многим причинам: с началом пандемии мэр «из сострадания» освободил тысячи психически больных заключенных. И когда он решил сократить бюджет полиции Нью-Йорка на 1 миллиард долларов в ответ на протесты и призывы к лишению копов финансирования, отдел помощи бездомным принял удар на себя. Это привело к тому, что сотни бездомных остались без социального обеспечения и психологической поддержки.
Как сообщил Нолан Хикс из The Post, «почти 2500 жалоб на номер 311 о лицах без постоянного места жительства, отчаянно нуждающихся в помощи или создающих проблемы, были закрыты без каких-либо действий со стороны полицейских, которые больше не имеют полномочий». Но когда на звонки на номер 311 по поводу проблемных бездомных не отвечают своевременно и эффективно, последствия могут быть трагичными – как в случае с Майклом Медлоком, столкнувшим мужчину на станции метро на рельсы в ноябре прошлого года.
Некоторые люди перестают звонить по номеру 311 или прибегают к помощи 911 занимая линию экстренной помощи звонками, которые не связаны с чрезвычайной ситуацией.
Точно так же остался незамеченным случай жителя приюта Александра Райта, подозреваемого в нанесении ударов кулаком азиатской женщине в китайском квартале в мае этого года, хотя он и прежде неоднократно совершал странные и насильственные действия. А ведь это лишь один из многих случаев.
Итог: городу важна готовность и желание (!) использовать все доступные инструменты для принуждения бездомных с серьёзными психическими заболеваниями к лечению. Примечательно, что сейчас существует инструмент, который не был доступен большую часть срока правления Джулиани: закон Кендры, принятый в 1999 году после толчка в метро, который привёл к смерти. Он позволял судьям и врачам издавать распоряжения о госпитализацию людей, не проходивших лечение, явно опасных для себя и других, и принуждать соблюдать прием прописанных препаратов вплоть до амбулаторной госпитализации, если это необходимо. Применение закона доказало его эффективность в сокращении рецидивов, предотвращении насилия и, что наиболее важно, в помощи больным людям.
Но де Блазио, к сожалению, ссылается на то, что инициатива его жены по помощи бездомным ThriveNYC – это реальное решение проблемы, несмотря на общеизвестное отсутствие результатов этой инициативы.
При желании город может повторить успех Джулиани и добиться большего: не только убрать с улиц опасных бездомных, но и оказать им необходимую помощь. Хотя некоторые приюты по-прежнему находятся в плохом состоянии, условия в них гораздо лучше, чем были во времена Джулиани. В частности, предлагается гораздо больше поддержки для людей с серьезными психическими заболеваниями.
Пора вернуться к схемам работы с бездомными, которые использовали ранее, поскольку они были более справедливы как по отношению к этим нуждающимся людям, так и к обществу в целом.