Через трагедии и смерти к силе и любви: в Бруклине показали фильм о невероятной истории Влады фон Шац
11.02.2026, 14:04 EST
ForumDaily New York
Влада с семьей переехала в США из Советского Союза, когда ей было 13 лет. Школа, изучение английского, новые друзья – все как и у любого подростка-иммигранта. Но потом произошло кое-что очень необычное и болезненное.

“Однажды один из моих друзей не пришел в школу. Я думала, он заболел. Но он не пришел и на следующий день, и через день. А потом мы узнали, что он покончил с собой. Он был одет в женскую одежду, с макияжем и повесился в шкафу в спальне своей матери… То, что я пережила, когда мне было 13, когда мой друг перестал ходить в школу, и то, насколько гомофобным в то время было русское сообщество, приехавшее из Советского Союза, где «не было» гомосексуальности, «не было» проституции, «не было» секса… Всё это привело меня к пониманию, к любви и к желанию по какой-то причине защищать ЛГБТ-сообщество, потому что я просто не видела разницы, я не могла отличить того ребёнка, которого больше не было с нами, от ребенка, который сидел передо мной. Для меня они были одинаковыми. Я никогда не замечала разницы, никогда не знала, что его мучали. Я никогда не знала, что дома у него не было поддержки. Я никогда не знала, что ему не с кем было поговорить. Я не знала ничего из этого. Если бы знала, я была бы рядом. Я бы поговорила с ним, потому что хотела, чтобы он жил”, – рассказывает Влада фон Шац в фильме Mama Vlada, который с 6 по 12 февраля показывают в историческом кинотеатре Kent Theater в Бруклине (1170 Coney Island Avenue).
Сейчас ей уже далеко не 13, но она до сих пор с трудом сдерживает слезы, когда рассказывает об этом случае из своего детства. А ведь это был только первый удар на ее пути защиты ЛГБТ-сообщества. Второй был глобальнее, страшнее и назывался… СПИД.
Представьте мир, где не было ВИЧ, вернее, он был, но люди о нем не знали. Жизнь молодежи в 1980-х была сплошные клубы, секс и рок-н-ролл.
“Представьте Нью-Йорк, Манхэттен. Разные районы. Ты ходишь в разные клубы… Меня окружали настоящие артисты, фотографы, певцы, музыканты. Я помню день, когда появился MTV… А потом всё просто остановилось. И не в хорошем смысле. Все остановилось ужасным, отвратительным, уродливым, жестоким, мучительным, непростительным образом. СПИД! Открытие СПИДа. Понимаете? Представьте прямую связь: секс и рок-н-ролл — и вдруг без секса. Секс исчез. Все испугались. Закрылись бани. Ночные клубы… Огромное количество стигмы. Люди боялись. Они спрашивали: ′Как вы моете стаканы?′ Они хотели использовать пластик, потому что боялись пить из обычной посуды — а вдруг у человека ВИЧ. Не было никакого образования, никакой информации. Это ударило по нам как кирпичом по голове. Это было как COVID, умноженный на тысячу”, – вспоминает Влада и добавляет, что потом начали умирать люди, которые до этого даже не знали, что были больны.
К стигме гомосексуализма в обществе добавилась стигма секса из-за страха перед ВИЧ-инфекцией, о которой тогда почти никто ничего не знал и не понимал. А Влада продолжала делать свое дело – защищать угнетенных.
Так появился Vlada Lounge – один из первых гей-баров в Нью-Йорке, который со временем стал большим успехом и вошёл в число 60 лучших гей-баров мира.

Влада фон Шац, которая сейчас управляет культовым рестораном Русский самовар, приложила руку к множеству других проектов, поддерживающих ЛГБТ-сообщество и не только, но не будем спойлерить сюжет документалки о ней. Лучше сами посмотрите фильм Mama Vlada, созданный музыкантом и продюсером Элиной Грейпел. Лента получила несколько международных наград и покорила сердце корреспондентки ForumDaily New York, посетившей показ в Kent Theater в Бруклине.
Mama Vlada – первый фильм Элины Грейпел. Она признается, что идея сделать его пришла во время случайного разговора с Владой фон Шац после концерта в “Русском самоваре”: “История Влады поразила меня, было ощущение, что в комнате нет никого, кроме меня. И я решила, что люди должны услышать эту историю. Поэтому я сделала это кино”.
Фильм – результат нескольких интервью и даже ночных звонков между Владой и Элиной, когда одна из них вспомнила или придумала что-то важное и просто не могла ждать до утра.
Влада признается, что привыкла быть в центре внимания, но роль героини фильма – это немного другое.
“Я в центре внимания каждый вечер, потому что мне нужно показывать, что я хорошо провожу время в ′Русском Самоваре′». Но фильм – это другой ′свет софитов′… Mama Vlada для меня — это благодарность, я думаю. Элина дала мне возможность, дала мне платформу, чтобы рассказать о моей работе, особенно сейчас, когда времена немного… шаткие, неопределённые. Мы знаем, через что мы проходили раньше, — до прав геев и СПИДа в 1980-е. Мы многому научились, но большинство из нас до сих пор не знает, как бороться. Я просто хотела, чтобы сообщество знало, что есть люди, которые их поддерживают”, – отметила она.
Для Влады этот фильм – только начало в длинной череде планов на ближайшее будущее: “Планов много. Я написала книгу, она выйдет через несколько недель. Книга тоже затрагивает эту часть моей жизни — моих детей и Russian Samovar, самое начало, когда мы впервые приехали в эту страну… У нас будет немало событий к 40-летию Russian Samovar, нашего ′материнского корабля′, и будет происходить еще многое — следите за новостями!”
От себя добавим, что пока вы следите за новостями, не забудьте посмотреть фильм Элины Грейпел Mama Vlada. Это история, которая вызывает вдохновение и гордость.

