Прямо в Нью-Йорке хранили тонны урана: как на Манхэттене создавали ядерную бомбу
10.08.2022, 11:07 EST
Надежда Вербицкая
Нью-Йорку, как крупнейшему городу США, стоит думать о своей безопасности. И он всегда это делал. Ровно 80 лет назад в 1942 году именно здесь начался суперсекретный манхэттенский проект. Манхэттенский проект – это не просто кодовое название, принятое у секретных спецслужб. Это реальная его локация. Первый ядерный реактор придумали именно здесь – в Колумбийском университете на севере Манхэттена. А первую штаб-квартиру открыли в Даунтауне Манхэттена, рассказывает “Голос Америки“.
Масштабный, окружённый секретностью Манхэттенский проект вписал новую главу в историю человечества, дав старт ядерной эре. В программе создания первой атомной бомбы было задействовано почти 130 тысяч человек по всей стране. Работы над ним велись на более, чем 30 площадках США, Великобритании и Канады. Главный тестовый полигон Los Alamos располагался в штате Нью-Мексико. Но название проект получил не случайно. В 1942 году он начинался именно в Нью-Йорке.
Первый главный офис Манхэттенского проекта находился недалеко от нью-йоркской мэрии по адресу 270 Broadway на 18 этаже. Всё начиналось здесь, в Нижнем Манхэттене, отсюда и название проекта.
Кэтрин Салливан – активист и координатор NYCAN, нью-йоркской компании за запрещение ядерного оружия, историю его создания знает в деталях.
“22 января 1939 года первые успешные эксперименты по расщеплению атома были проведены в здании Колумбийского университета в Нью-Йорке Энрико Ферми. И это действительно было началом по разработке оружия по расщиплению атома,”- говорит Салливан.
В целях секретности в составе армии США был создан особый манхэттенский инженерный округ, занимавшийся программой
Знаменитый Говард-билдинг на Бродвее также имел к ней отношение. Здесь иногда проходили встречи участников проекта. Прежде чем его основные площадки переместились из Нью-Йорка в другие штаты.
Склады “Бейкер и Уильямс” в районе Челси в 1940-х годах были местом, где хранились радиоактивные материалы для манхэттенского проекта. С предосторожностями по мерам безопасности того времени.
“Бочки, в которых хранилась урановая руда, оставались там десятилетиями. И не подвергались надлежащей очистке до 1980-1990-х годов. Я лично знаю одного работника, который занимался их очисткой. И он рассказывал мне, что от этих бочек всё ещё исходило тепло. Им платили премии за то, чтобы они как можно быстрее обезопасили помещения. Но любопытно, что они там так долго стояли,”- говорит Салливан.
Нью-Йорк был не только местом, где начинался манхэттенский проект. Здесь родился, как его называют, отец атомной бомбы – американский физик-теоретик Роберт Оппенгеймер. Его семья проживала в Верхнем Истсайде в доме по адресу 155 Риверсайд Драйв.
Ядерное оружие и всё, что с ним связано, – для Нью-Йорка с недавних пор горячая тема
Видеоролик социальной рекламы о том, как вести себя в случае ядерной атаки, обескуражил многих.
По теме: Иран угрожает быстро создать ядерные ракеты и превратить Нью-Йорк в “адские руины”
Ньюйоркцам советуют оставаться внутри зданий, не подходить к окнам и ждать сообщений от властей. Мегаполис на ролик отреагировал удивлением, скепсисом, а кто-то – испугом. Есть ли что-то, о чём власти знают, но нам не говорят?
Социальная реклама нью-йоркской мэрии вызвала бурную реакцию в прессе, все вспомнили про бомбоубежища. В 2006 году один из таких бункеров нашли неожиданно под Бруклинским мостом. Заброшенное бомбоубежище под аркой Бруклинского моста со стороны Манхэттена обнаружили случайно при технической проверке состояния конструкции.
При этом в бункере времен холодной войны сохранились запасы медикаментов, одеяла и упаковки с крекерами. После того, как Карибский кризис был пройден в 1970-х годах, ядерные бункеры были по большей части забыты и превратились в склады в подвальных помещениях. Но таблички с надписью “Ядерное убежище” до сих пор можно увидеть на некоторых зданиях Нью-Йорка.
Джефри Шлегилмилч, директор центра по подготовке к ЧС при Колумбийском университете, полагает, что их в штате могли быть тысячи.
“Идея заключалась в том, чтобы спонсировать государственные и муниципальные программы строительств убежищ от радиоактивных осадков. То есть, если случается взрыв, вы направляетесь в ядерный бункер и ждёте, когда будет безопасно. Там у вас есть запас еды и воды. Когда же стало ясно, что количество ядерного оружия, которое было нацелено на США и СССР, уничтожило бы всё живое на Земле, убежища от радиоактивных осадков при такой угрозе перестали иметь большое значение. Поэтому программа со временем просто прекратилась”, – говорит Шлегилмилч.
Активисты нью-йоркской компании за запрещение ядерного оружия роликом социальной рекламы от мэрии возмутились. А также сделали специальное заявление для прессы: “Социальная реклама мэрии похожа на фарс. Даже быстрый поиск в Google по ядерному взрыву докажет, что вы не сможете спастись от термоядерного оружия, забежав внутрь здания. Весь город будет уничтожен в считанные секунды.”
Мэр города Эрик Адамс постарался всех успокоить и объяснил позицию властей
“Нет, я не думаю, что это было паникерством. Я твердо верю, что лучше перестраховаться, чем потом жалеть. Сообщение было сделано после атаки на Украину. И наша служба по чрезвычайным ситуациям предприняла действенный шаг, сказав “Давайте будем готовы”. Неважно, это ядерная атака или стихийное бедствие”, – заявил Адамс.