Почему на станциях метро Нью-Йорка нет кондиционеров
26.08.2022, 04:50 EST
Надежда Вербицкая
Недавно днём на центральной платформе линии Лексингтон-авеню на Гранд-Сентрал Айя Харли ждал своего поезда и, как и многие пассажиры метро в это время года, обильно потел, сообщает New York Times.
“Боже мой, здесь как в котельной! – произнес Харли, студент Фордхэмского университета. – Пот стекает по твоему лицу, ты вытираешь его, а он снова выступает и выступает”.
Прикрепленный к потолку над головой Харли рычащий вентилятор непрерывно выпускал поток воздуха на несколько градусов холоднее, чем в тропическом климате платформы. Но Харли не считает, что это приносит много пользы.
“Как по мне, так это больше похоже на горячий воздух”, – заметил он.
По теме: Fair Fares: как ньюйоркцы могут получить проездной в метро за полцены
Воздуходувки, известные как точечные охладители, – инновация 2000 года и благородный эксперимент в борьбе с экваториальными температурами на станциях метро.
Двадцать два года назад появление чиллеров породило надежды на то, что они могут появиться и на других станциях. Это решило вопрос, который возникает в голове каждого жителя Нью-Йорка в августе: почему на наших станциях метро не может быть кондиционеров?
Но, по словам Джейми Торрес-Спрингера, который возглавляет строительный отдел M.T.A., точечные охладители были скорее результатом географического везения.
“На Гранд-Сентрал есть полная холодильная установка, – заметил Торрес-Спрингер. – Оборудование, обеспечивающее охлаждение терминала наверху, является источником охлажденной воды. Затем она циркулирует по этим установкам обеспечивая точечное охлаждение на платформе”.
“Но с инженерной точки зрения основной факт заключается в том, что старая система, подобная нашей системе метро, не предназначена для кондиционирования воздуха”, – пояснил Торрес-Спрингер. Почти каждая миля трассы открыта для атмосферы через лестницы и решётки на тротуарах.
“Точно так же, как и ваш кондиционер плохо работает, если окна открыты. Поэтому кондиционирование воздуха неэффективно на платформе метро”, – сказал он.
Жаркое лето и концентрация потных тел способствуют знойным условиям под землей. Но главным виновником являются сами поезда метро.
В послевоенные годы люди стали требовать, чтобы кондиционеры заменили вентиляторы, которые только и делали, что циркулировали спертый воздух. Закупив в 1967 году 600 автомобилей с кондиционерами, администрация Линдси добилась успеха. Но только в 1993 году Транспортное управление заявило, что 99% его автомобилей оснащены кондиционерами.
К сожалению, кондиционеры, удаляющие горячий воздух из вагонов, сбрасывают его прямо в туннели.
Таким образом температура как в поезде, так и на станции была связана в течение полувека.
Стоит отметить, что температура заметно ниже на новейших станциях.
К примеру, на трех новых остановках в метро Second Avenue, которые открылись в 2017 году.
Приятная атмосфера внизу создана благодаря градирням. Там вентиляторы нагнетают воздух по трубам, заполненным смесью холодной воды и гликоля. На языке транзитных властей это называется климат-контроль с воздушным охлаждением.
“Это не полноценное решение для кондиционирования воздуха, – убежден Торрес-Спрингер. – Но это может поддерживать температуру примерно на 7-10 градусов ниже температуры окружающей среды. И это помогает уменьшить влажность на станции, что очень ценно”.
Аналогичная система охлаждения для Grand Central Terminal — на этот раз в виде холодильной установки — тоже способна охлаждать станцию внизу. О ней рассказал Чарльз К. Коупленд, который спроектировал холодильную установку.
“Когда я проектировал её, они подошли на полпути и сказали: «Не могли бы вы дать нам немного охлаждения для местной линии метро»”,- сказал Коупленд.
Это единственная причина, по которой эти кулеры, расположенные над платформами метро 4, 5 и 6, вообще существуют.
Это объясняет, почему охлажденный воздух не подают на старые остановки метро. “На других станциях нет холодильных установок”, – констатировал Торрес-Спрингер.
А если их сделать? Когда Торреса-Спрингера попросили оценить стоимость модернизации всей системы с помощью точечных охладителей, он отказался. Но вот некоторые подсчеты: 43 чиллера Grand Central стоили около 10 миллионов долларов в 2000 году. Сейчас это будет около 17 миллионов долларов в сегодняшних долларах. Умножьте это на 281 станцию метро, и вы получите сумму около 4,8 миллиарда долларов.
“Это большая цифра. Даже учитывая то, как M.T.A. тратит деньги”, – сказал Дэнни Перлштейн, директор по политике и коммуникациям Альянса райдеров.
Но у Перлштейна есть более быстрое и дешёвое решение проблемы душных станций метро.
“Запускайте больше поездов с кондиционерами, чтобы быстрее выводить людей с платформы”, – сказал он.
Или же воспользуйтесь советом писателя и историка метро Стэна Фишлера. Он вспоминает время, когда душная подземка была просто ценой, которую вы платили, чтобы добраться туда, куда направлялись.
“Это часть жизни ньюйоркцев, – сказал он.- Ты улыбаешься и терпишь это”.