Древний водопровод современного мегаполиса: секреты Нью-Йорка, которых лучше не знать
30.09.2020, 12:00 EST
Вита Попова
Сеть водоснабжения в Нью-Йорке удивительно архаична. Давления в ней едва ли хватает, чтобы поднимать воду на высоту шестого этажа. При этом основная застройка – почти стометровые небоскребы. Как же город решает эту проблему сегодня, и как решал на протяжении столетий? Об этом рассказал автор канала «Путешествия на диване» на сайте «Яндекс.Дзен».
Современный житель Нью-Йорка привык не замечать то, что бросается в глаза новоприбывшим и туристам. А ведь многие вещи здесь архаичны и совершенно не вяжутся с образом ультрасовременного города, давно уже ставшим привычным стереотипом.
Например, система водоснабжения города. «На первый взгляд, ничего необычного в ней нет. Огромный девятимиллионный город совершенно естественно нуждается в огромном количестве воды, но как раз с этим у него постоянно были проблемы, хотя он и расположен на воде, и буквально пронизан водными артериями. Но поскольку вода эта соленая, не пригодная для использования, еще на заре истории города были проложены акведуки, по которым и поставляется питьевая вода в Большое яблоко», – пишет автор.
Но если углубиться в изучение этого вопроса, то становится ясно: здесь до сих пор используют технологии, распространенные в эпоху Древнего Рима.
Первый акведук, так называемый Кротонский, был построен в начале XIX века, в 1837-1842 годах. Но острая потребность в нем существовала уже за несколько десятилетий до этого.
Население города росло, постепенно источники пресной воды были загрязнены сточными водами, так что питьевую воду в город в основном привозили.
На этом специализировалась Манхэттенская компания, имевшая государственные контракты. Хотя, стоит заметить, это было вовсе не основным видом ее деятельности, а формальное обоснование предоставления банковских услуг. В ранние годы истории США получение лицензии на открытие банка было сложной процедурой, для обхода которой банки часто регистрировались как компании, и именно по такому пути пошла Манхэттенская компания, со временем выросшая в известнейший JPMorgan Chase Bank. А поскольку водоснабжение приносило гораздо меньше прибыли, нежели банковские услуги, то компания уделяла ему ровно столько внимания, чтобы только не потерять лицензию.
Это сказывалось на качестве воды, которую поставляла компания. «Сказать, что ситуация с водой была плохой – это не сказать ничего. Доходило до того, что питьевую воду надо было разбавлять алкоголем, чтобы можно было относительно безопасно употреблять ее. В городе царила жестокая антисанитария, приводившая к вспышкам различных болезней, из которых наиболее известна эпидемия холеры в начале тридцатых годов. Там потом еще очень некстати случился Великий пожар, усугубивший все проблемы и совершенно изменивший облик города. И отцы-командиры решили – надо искать источники чистой воды», – рассказал автор.
Такой источник обнаружился в реке Кротон. Затем был создан проект, согласно которому предполагалось перегородить реку дамбой и направить воду в город через систему акведуков и туннелей. Строительство продолжалось пять лет. В 1842 года все было готово, и водный поток, пройдя путь в 66 километров, направился в специальный резервуар. Сегодня на месте этого резервуара находится главная Публичная библиотека Нью-Йорка. «Сам этот резервуар был поистине достижением инженерной мысли – его не вырыли в земле, а сделали в виде огромного бассейна, выстроив стены высотой 15 метров и толщиной семь. Причем построен он был в стилистике древнеегипетской архитектуры, показавшейся отцам города очень привлекательной, – отметил автор. – А вот акведук был построен, наоборот, в античном стиле, проводя параллели с Древним Римом, где, как рассказывают, подобные строения из кирпича были очень распространены. И Кротонский акведук, в общем-то, ничем от них не отличался, ни по виду, ни по конструкции. Как будто и не было этих тысячелетий между эпохами».
Скорость постройки всех этих сооружений была фантастической. Особенно, если учитывать погонаж подземных железных труб диаметром 2,6 метра, необходимость возведения собственно дамбы и акведука через реку. «Оценивая масштаб проведенных работ, можно смело говорить, что работы вели темпами, достойными расцвета индустриализации, а ведь это было всего лишь начало девятнадцатого века, и еще не было ни мощных экскаваторов, ни огромных грузовиков. Только мулы да лошади», – добавил автор.
Если сравнивать подобные проекты с сегодняшними, то цифры впечатляют. «Для сравнения – в городе, где я живу, тоже реализовывался подобный проект, который завершился в прошлом году. Был построен магистральный водовод протяженностью 36 километров и мощностью 32000 кубометров в сутки. На это ушло шесть лет. А Кротонский акведук два столетия назад построили за пять лет, он был длиной 66 километров и поставлял 340 000 кубометров воды в сутки. Как говорится, почувствуйте разницу», – пишет автор.
Несмотря на появление Кротонского акведука, через несколько лет город снова начал ощущать нехватку воды. Поэтому в 1881 году было принято решение о строительстве еще одной дамбы, позволившей увеличить водоснабжение до миллиона кубометров в сутки.
Это был действительно грандиозный проект – ничего подобного в Америке еще не строилось, и даже не хватало специалистов, способных выполнить такую работу. Тогда еще не было технологий, позволяющих заливать монолит из бетона, поэтому дамбу строили из каменной кладки, а для выполнения работ завезли каменотесов из Италии. Продолжалось строительство почти 20 лет, а потом еще несколько лет что-то достраивалось и перестраивалось. «Официально дамбу открыли в 1906 году, а старая первоначальная дамба оказалась на дне нового водохранилища на Кротоне. Кротонский акведук действует и поныне и обеспечивает примерно десять процентов потребности Нью-Йорка в воде», – рассказал автор.
Итак, это была уже вторая дамба, построенная в Нью-Йорке. Однако еще до появления Кротонской дамбы было начато строительство третьего водовода – Катскильского акведука. Этот проект был завершен в 1916 году, а на проектную мощность акведук вышел к 1924 году.
Сегодня этот акведук обеспечивает почти 40% водоснабжения города. «При ближайшем рассмотрении он так же вызывает лишь уважение своими фантастическими параметрами. Его протяженность 260 километров, а диаметр самотечных труб достигает 10 метров. Причем во многих местах подземные туннели проходят через горы и скалы – строительство подобного сооружения было действительно выдающейся инженерной задачей, выполненной очень в сжатые сроки. Глядя на некоторые старые фотографии реально поражаешься, как могли люди того времени выполнить всю эту работу», – пишет автор.
Но и этого оказалось недостаточно, чтобы обеспечить ньюйоркцев водой в полном объеме.
Так что уже через пару десятков лет, в 1945 году, пришлось построить еще один акведук – Делавэрский. По нему вода из реки Делавэр в западной части Касткильских гор приходит в Нью-Йорк. Долгое время он обеспечивал почти половину всего городского водоснабжения. «Это самый большой в мире непрерывный тоннель длиной 137 километров. Он создавался путем бурения и подрыва твердых пород. Акведук работает невероятно эффективно – 95 процентов от всего объема воды подается самостоятельно, самотеком», – уточнил автор.
А уже в 1950-х годах ХХ века власти Нью-Йорка задумались о Третьем тоннеле. Предполагалось, что он сможет наконец-то полностью решить все проблемы водоснабжения города. «Это один из самых грандиозных строительных проектов в истории, направленных на улучшение инфраструктуры мегаполиса», – заметил автор.
По теме: 6 интересных фактов о погоде в Нью-Йорке, которых вы могли не знать
План строительства был составлен и утвержден в 1954 году, тогда же были проведены инженерные расчеты. Однако строительство огромного тоннеля стартовало лишь в 1970 году. «Экономические неурядицы и кризисы не давали проекту завершиться, снова и снова откладывая строительство на неопределенный срок. Чтобы сдать вторую очередь Третьего тоннеля, потребовалось 43 года. Тоннель пролегает на глубине 150 метров. Там шла работа, невидимая глазу горожан и растянувшаяся на десятилетия. Окончательная длина тоннеля составит почти 100 километров, ширина — до 4 метров», – рассказал автор.
Но несмотря на поражающую технологичность всех этих водоводов, сеть водоснабжения Нью-Йорка остается на удивление архаичной. «Давления в ней хватает едва ли, чтобы поднимать воду на высоту шестого этажа, в то время как основная застройка – почти стометровые небоскребы. И каждое из этих зданий само решает проблему снабжения водой, – отметил автор. – Для этого практически на каждом доме в Нью-Йорке расположены накопительные емкости – классические водонапорные башни. Причем в большинстве своем совершенно древней конструкции, деревянные, собранные по тем же самым технологиям, что и сто, и сто пятьдесят лет назад».
На крышах домов сегодня установлено от 10 до 20 тысяч водонапорных башен. Точное их число никому не известно. В Нью-Йорке существует всего две компании, которые занимаются их построением и установкой. «Обе из них были основаны больше века назад, и переходили по наследству из поколения в поколение, сохраняя секреты своего мастерства. Как и те старинные мастера, они собирают эти башни из досок, в основном с помощью ручного инструмента, и не используют никаких смазок или клея для того, чтобы сделать их герметичными. Да они сначала и не герметичные! Сразу после завершения, эти башни пропускают воду через все стыки. Но вскоре дерево набухает от влаги, и бочка башни сама собой закупоривается», – рассказал автор.
Выглядят такие конструкции устарелыми, возможно, потому что дерево, из которого они сделаны, ничем не обработано – чтобы не загрязнить химией питьевую воду. «Поэтому водонапорные башни мгновенно сереют до оттенков заброшенных сараев – именно из-за этого многие считают их забытыми пережитками прошлых дней. Люди часто даже не задумываются, что эти бочки являются источниками воды в их домах. Бочки живут примерно тридцать лет, требуя потом полной реконструкции или замены, но всех такое положение устраивает», – заметил автор.
Естественно, такие бочки можно заменить железными, но они гораздо дороже как в сборке и монтаже, так и в эксплуатации. В отличие от деревянных бочек, они требуют подогрева, чтобы вода не замерзала.
«Примечательно, что Нью-Йорк – практически единственный город Америки, в котором так распространены эти башни. Все остальные крупные города смогли построить трубопроводы с более мощным давлением, и лишь Город Большого яблока продолжает использовать технологию которой уже далеко за сто пятьдесят лет», – резюмировал автор.